Психомоторное развитие на первом году жизни происходит очень быстрыми темпами. За это время малыш из совсем беззащитного младенца, у которого сон сменяется кратковременными периодами бодрствования, превращается во вполне себе самостоятельного человека, способного передвигаться без поддержки, обладающего минимальными навыками самообслуживания и возможностями более разнообразного выражения своих потребностей и эмоций.
В течение первого года жизни объем мозга увеличивается вдвое. В это время идет активное формирование структуры головного мозга и создание нейронных связей.
С каждым нашим прикосновением, с каждой улыбкой, новой игрушкой происходит развитие головного мозга ребёнка.
Развитие происходит поступательно, step by step:
1 месяц:
- фиксирует взгляд на близко расположенных предметах;
- кратковременно прослеживает за предметами;
- в положении лежа на животе кратковременно приподнимает голову;
- реагирует на свет и звук.
2 месяца:
- фиксирует взгляд и прослеживает за предметом;
- улыбается;
- реагирует на голос;
- в положении на животе приподнимает и более длительно удерживает голову.
3 месяца:
-узнает родителей;
- улыбается;
- гулит;
-интересуется собственными ручками;
- разжимает кулачки;
- берет в ручку игрушку;
-в положении на животе уверенно удерживает голову, поворачивает ее в сторону, рассматривает предметы;
- поворачивается на бок.
4 месяца:
- громко смеется;
- гулит;
- пробует игрушки на вкус;
- переворачивается на живот.
5 месяца:
- различает голос знакомых и незнакомых людей;
- берет игрушку, рассматривает ее;
- долго лежит на животе, высоко поднимая голову, приподнимает корпус на вытянутых руках;
- переворачивается на живот и обратно на спину.
6 месяцев:
- появляется лепет;
- более ярко выражает эмоции в виде смеха и плача;
- начинает присаживаться;
- пытается стоять на четвереньках.
7 месяцев:
- лепечет;
-стучит игрушками;
- садится;
- начинает ползать.
8 месяцев:
-лепечет;
- начинает есть ложкой;
-ползает.
9 месяцев:
- повторяет слоги;
- повторяет действия («сорока-ворона», «ладушки»);
-бросает/поднимает игрушки;
-сидит уверенно;
- встает у опоры.
10 месяцев:
- понимает просьбу «дай»;
-встает самостоятельно;
- ходит у опоры.
11 месяцев:
- погружает ложку в еду, подносит ее ко рту;
- ходит при минимальной поддержке;
- осмысленно говорит первые простые слова («мама», «папа», «баба»).
12 месяцев:
- увеличивается словарный запас («дай», «пока-пока»);
- звукоподражание;
- складывает пирамидку;
- ест самостоятельно;
-ходит самостоятельно;
- начинает бегать.
При наличии отклонений в неврологическом статусе (например, повышенный или пониженный мышечный тонус) ребёнку сложно овладеть новыми навыками. Соответственно, необходимо динамическое наблюдение врача-детского невролога, чтобы своевременно диагностировать даже минимальное нарушение психомоторного развития малыша и принять эффективные меры.
В течение первого года жизни объем мозга увеличивается вдвое. В это время идет активное формирование структуры головного мозга и создание нейронных связей.
С каждым нашим прикосновением, с каждой улыбкой, новой игрушкой происходит развитие головного мозга ребёнка.
Развитие происходит поступательно, step by step:
1 месяц:
- фиксирует взгляд на близко расположенных предметах;
- кратковременно прослеживает за предметами;
- в положении лежа на животе кратковременно приподнимает голову;
- реагирует на свет и звук.
2 месяца:
- фиксирует взгляд и прослеживает за предметом;
- улыбается;
- реагирует на голос;
- в положении на животе приподнимает и более длительно удерживает голову.
3 месяца:
-узнает родителей;
- улыбается;
- гулит;
-интересуется собственными ручками;
- разжимает кулачки;
- берет в ручку игрушку;
-в положении на животе уверенно удерживает голову, поворачивает ее в сторону, рассматривает предметы;
- поворачивается на бок.
4 месяца:
- громко смеется;
- гулит;
- пробует игрушки на вкус;
- переворачивается на живот.
5 месяца:
- различает голос знакомых и незнакомых людей;
- берет игрушку, рассматривает ее;
- долго лежит на животе, высоко поднимая голову, приподнимает корпус на вытянутых руках;
- переворачивается на живот и обратно на спину.
6 месяцев:
- появляется лепет;
- более ярко выражает эмоции в виде смеха и плача;
- начинает присаживаться;
- пытается стоять на четвереньках.
7 месяцев:
- лепечет;
-стучит игрушками;
- садится;
- начинает ползать.
8 месяцев:
-лепечет;
- начинает есть ложкой;
-ползает.
9 месяцев:
- повторяет слоги;
- повторяет действия («сорока-ворона», «ладушки»);
-бросает/поднимает игрушки;
-сидит уверенно;
- встает у опоры.
10 месяцев:
- понимает просьбу «дай»;
-встает самостоятельно;
- ходит у опоры.
11 месяцев:
- погружает ложку в еду, подносит ее ко рту;
- ходит при минимальной поддержке;
- осмысленно говорит первые простые слова («мама», «папа», «баба»).
12 месяцев:
- увеличивается словарный запас («дай», «пока-пока»);
- звукоподражание;
- складывает пирамидку;
- ест самостоятельно;
-ходит самостоятельно;
- начинает бегать.
При наличии отклонений в неврологическом статусе (например, повышенный или пониженный мышечный тонус) ребёнку сложно овладеть новыми навыками. Соответственно, необходимо динамическое наблюдение врача-детского невролога, чтобы своевременно диагностировать даже минимальное нарушение психомоторного развития малыша и принять эффективные меры.