Психомоторное развитие на первом году жизни происходит очень быстрыми темпами. За это время малыш из совсем беззащитного младенца, у которого сон сменяется кратковременными периодами бодрствования, превращается во вполне себе самостоятельного человека, способного передвигаться без поддержки, обладающего минимальными навыками самообслуживания и возможностями более разнообразного выражения своих потребностей и эмоций.
В течение первого года жизни объем мозга увеличивается вдвое. В это время идет активное формирование структуры головного мозга и создание нейронных связей.
С каждым нашим прикосновением, с каждой улыбкой, новой игрушкой происходит развитие головного мозга ребёнка.
Развитие происходит поступательно, step by step:
1 месяц: - фиксирует взгляд на близко расположенных предметах; - кратковременно прослеживает за предметами; - в положении лежа на животе кратковременно приподнимает голову; - реагирует на свет и звук.
2 месяца: - фиксирует взгляд и прослеживает за предметом; - улыбается; - реагирует на голос; - в положении на животе приподнимает и более длительно удерживает голову.
3 месяца: -узнает родителей; - улыбается; - гулит; -интересуется собственными ручками; - разжимает кулачки; - берет в ручку игрушку; -в положении на животе уверенно удерживает голову, поворачивает ее в сторону, рассматривает предметы; - поворачивается на бок.
4 месяца: - громко смеется; - гулит; - пробует игрушки на вкус; - переворачивается на живот.
5 месяца: - различает голос знакомых и незнакомых людей; - берет игрушку, рассматривает ее; - долго лежит на животе, высоко поднимая голову, приподнимает корпус на вытянутых руках; - переворачивается на живот и обратно на спину.
6 месяцев: - появляется лепет; - более ярко выражает эмоции в виде смеха и плача; - начинает присаживаться; - пытается стоять на четвереньках.
11 месяцев: - погружает ложку в еду, подносит ее ко рту; - ходит при минимальной поддержке; - осмысленно говорит первые простые слова («мама», «папа», «баба»).
При наличии отклонений в неврологическом статусе (например, повышенный или пониженный мышечный тонус) ребёнку сложно овладеть новыми навыками. Соответственно, необходимо динамическое наблюдение врача-детского невролога, чтобы своевременно диагностировать даже минимальное нарушение психомоторного развития малыша и принять эффективные меры.